Золото

 

 

Символика золота в мировой культуре многогранна: в христианстве — символ райского света и священного мира, «золотым веком» называют лучшее время в греческой и римской мифологии. Золото издревле люди считали порождением самого Солнца, (солярный металл), стихией воздуха и мужским началом.

В сакскую эпоху золото становится эквивалентом художественного выражения идеи сакрального царства Солнца, ибо Солнце по представлениям древних, и есть Царь. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические артефакты сакского звериного стиля из усыпальниц вождей, обнаруженные по всему Казахстану: Иссык, Берель, Талды и мн.др. Древние кочевники считали, что непосредственный контакт с золотом (золотые украшения на одежде) приобщает к силе Солнца – Божественной энергии, к бессмертию. В трехчастной структуре мира золото – маркер Верха, а в горизонтальной проекции — восток и восход солнца.

Золото олицетворяло чистую, духовную энергию. Все предметы и атрибуты должны были быть или целиком сделаны из золота, или хотя бы украшены им. Будучи сакральным металлом, золото воплощало материализованное мифосознание, где ключевым концептом выступает идея бессмертия. Концепт «золото», как и любой другой «металл» в тюркской мифопоэтике, выполняло универсальную классификационную функцию, символизируя основные космические зоны и их обитателей, начиная от принадлежности к знаку Солнца. Поэтому золото символизировало высший социальный статус, власть и богатство, а также было отличительным знаком в одежде чингизидов. Ханы, султаны и другие знатные люди, начиная с эпохи Золотой Орды, в особые праздники носили одежду, вышитую золотом. Специалисты считают, что обширные культурные связи золотоордынцев позволили развить искусство шитья золотыми нитями на территории Улуса Джучи с XIII-XIV вв., которое позже стало своеобразной визитной карточкой казахской элиты. Почтительное отношение к золоту у казахов проявляется в традиции наречения имени детей: Алтын, Алтыншаш, Алтынай, Алтынгуль, Алтынбек, Алтынхан и др. Золото долгое время сохраняло свою важнейшую ценность в традиции дарообмена в обрядах свадебного цикла.

Сакральный характер золота запечатлено в устойчивых выражениях: «сабырдың түбi сары алтын», «алтын ұя», «алтын орда», «алтын сөз» и т.д.

Примечательно, что казахское слово «зергер – ювелир» происходит от персидского «зер-зар», что в переводе означает «золото».

.